Маркировка молочных товаров

ru
en
17.04.2024
  • 60
  • 6 минут
  • Было полезно 4 пользователям

С 2021 г. в России введена маркировка молочных товаров. Правила осуществления этого процесса утверждены Постановление Правительства №2099 от 15.12.2020 г. Он является обязательным для всех субъектов хозяйствования.

 

Как вводится маркирование

 

Сегодня все, кто участвует в обороте молочной продукции, обязаны ее маркировать. Для оптовых и розничных продавцов до 31.05.2025 г. действует система учитывания по объему и сорту. Нужно подавать информацию в систему «Честный знак» лишь о партиях продукции – ее количестве, общем коде GTIN. Это требуется, когда товар принимается и выводится из оборота по разным причинам, исключая продажу.

 С 01.09.24 г. фермеры должны будут обязательно маркировать продукты, которые продаются ими потребителям или через свои розничные точки.

 

Правила маркирования товаров из молока

 

На всех упаковках фасованных, стерилизованных, ультрапастеризованных и других видов товаров из молока должна быть нанесена цифровая кодировка DataMatrix. Она печатается на самой упаковке или этикетке. Для получения кода производителю требуется прохождение регистрации в системе «Честный знак».

 

Что подлежит маркированию

 

Требуется маркировка по коду ТН ВЭД:

  • Сливок (0402), молока (0401);
  • Ферментированной молокопродукции – сливок, свернувшегося молока, кефира, йогуртов, а также паст (0403);
  • Сыворотки, молокопродуктов, которые не включаются в другие группы (0405);
  • Молочных продуктов, предназначающихся для детского питания;
  • Сыров, творога (0406);
  • Пищевого льда, мороженого (2105 00);
  • Напитков с молочными жирами (2202 99 990 0, 2202 99 950 0, 2202 99 910 0).

Для всей молокопродукции необходимы цифровые коды. Исключение составляют товары весом (с упаковкой) менее 30 г. В этом случае необходимо наносить коды только, если они продаются блоками по несколько штук. Один общий код получают на каждый блок.

Также исключены из правил продукты для детей младше 3-х лет, спецпитание и продукция профилактического назначения. Весовые товары тоже не требуют маркирования кодами.

 

Что не подлежит маркированию

 

Маркировка не требуется для:

  • Товаров весом менее 30 г;
  • Продуктов спецназначения;
  • Развесной продукции;
  • Рекламных товаров;
  • Молокопродуктов, вывозимых за границы ЕАЭС;
  • Товаров, хранящихся у производителя.

 

Кто занимается маркированием

 

Для производителей требуется маркировка:

  • Сыров;
  • Молока сгущенного;
  • Сливок;
  • Других продуктов, производимых из молока.

Это легализует их продажу, транспортировку и хранение.

Компании, занимающиеся оптовой торговлей, включая мелких и крупных оптовиков, регистрируют приемку товаров от производителей. Затем они оформляют передачу розничным продавцам или учреждениям общепита через операторов, осуществляющих электронный документооборот.

В рамках системы маркирования молокопродукции розничные точки должны фиксировать прием товара от оптовых поставщиков или ИП. Информация об этих поставках загружается в кассовую систему и передается операторам фискальных данных. ОФД, в свою очередь, отправляет ее в "Честный знак".

Учреждения общепита так же участвуют в этом процессе. Они сканируют коды каждой штуки молокопродукции во врем приема от поставщиков. Используя ее для изготовления еды, организация общественного питания списывает коды с указанием причины – собственный оборот.

 

Каким образом производителю выполнять маркирование

 

При обозначении продукции кодами в процессе производства применяются три основных метода их нанесения:

  • В типографиях. Этот метод заключается в заказе производителем заранее напечатанной упаковки с нужной маркировкой. В таком случае требуется лишь оборудование для считывания штрих-кодов (датчик технического зрения или сканер).
  • Прямая печать. При прямом нанесении используются струйные принтеры (каплеструйные, термоструйные), которые позволяют печатать кодировку непосредственно на упаковочном материале.
  • Этикетки. Данная методика предусматривает приклеивание на товары этикеток с напечатанным кодом. Для этого необходим принтер, печатающий наклейки, аппликатор, автоматически их фиксирующий.

Сотрудничая с типографией, вы делегируете этой организации проверку считываемости маркированных кодов. Типография несет ответственность за корректную кодировку и обязана перевыпустить заказ в случае не читаемости. Этот процесс упрощает работу бизнеса, гарантируя качество маркировки. Для всех трех способов нанесения маркировки оптимальны сканер и датчик технического зрения.

При выборе типографского способа нанесения вы получаете возможность отсрочки оплаты заказа на 180 дней. Отсчет ведется с момента уведомления о нанесении маркировки на упаковку и завершается при вводе продукции в оборот.

На нашем заводе вы можете заказать печать маркировки «Честный знак» прямо на платинках для запайки.

 

Порядок маркирования для розницы и общепита

 

Молочный товар в розничной сети с 01.09.2022 г. учитывается объемно-сортовым методом. Для этого организациям требуется:

  • Получение усиленной электронной подписи;
  • Регистрация в системе «Честный знак»;
  • Подключение к электронному документообороту.

Такой же порядок действует для предприятий общественного питания.

Благодаря использованию ОСУ теперь можно обрабатывать маркированные товары так же, как и немаркированные – в УПД, подтверждающем отгрузку, не требуется указывать коды маркировки. Достаточно указать название продукта (GTIN) и количество единиц. «Мой Склад» полностью интегрирован с ОСУ, позволяя импортировать и экспортировать электронные накладные, а также списывать такие товары с учета.

На представителя юридической организации, индивидуального предпринимателя, действующего без доверенности, делается УКЭП.

 

Маркирование молочной продукции общепитом

 

Заведения общественного питания закупают молочные продукты у оптовиков или производителей. Представленный в меню ассортимент, как правило, включает молоко, йогурты, кефир, мороженое, сыры и прочее.

Перед использованием продуктов работники кафе, ресторанов, столовых должны отсканировать их коды и списать со склада, указав причину – для собственных нужд. Однако иногда молочная продукция не используется на кухне, а продается в той же упаковке, в которой была получена. Так реализация мороженого на веранде или сливок для кофе, подлежит оформлению через онлайн-кассу. Она должна обрабатываться так же, как и в рознице.

 

Необходимое оборудование

 

Для работы с кодами Data Matrix на кассовом оборудовании необходимо установить онлайн-кассу, подключенную к Оператору Фискальных Данных (ОФД). Согласно 54-ФЗ, касса должна генерировать запросы на получение цифровых кодов и уведомлять о совершении продажи маркированного товара. Онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.2 и использовать фискальный накопитель (ФН) 1.1М. Эти технические характеристики обеспечивают корректную обработку и хранение информации о кодах Data Matrix.

Для обеспечения соответствия требованиям системы "Честный знак" розничным организациям необходимо оснастить свои торговые точки следующим оборудованием:

  • Сканер 2D-штрихкодов. Позволит считывать штрихкоды маркировки и передавать данные в систему "Честный знак" для сверки.
  • Принтер этикеток. Используется для печати этикеток с кодами маркировки товаров, поступающих без них от производителей.
  • Терминал сбора данных (ТСД). Удобен для быстрого получения информации о наличии и перемещении маркированной продукции.

Печать и нанесение кодов маркировки являются обязанностью производителей. Розничные организации до 31.05.2025 г. обязаны передавать в систему сведения о приемке партий продукции от поставщиков. С этой же даты они должны информировать о выбытии товаров с кодами маркировки при реализации через кассу. Приобретение необходимого оборудования следует осуществить заранее, чтобы быть готовым соответствовать требованиям системы "Честный знак".

 

Как взаимодействуют систем «Честный знак» и «Меркурий»

 

Молочная продукция отличается тем, что процесс маркировки контролируется двумя различными системами. В то время как «Честный знак» осуществляет генерацию цифровых кодов, «Меркурий» ведением ведение ветеринарной документации, необходимой для ввода кодов в оборот.

Взаимодействие систем «Меркурий» и «Честный знак» доступно производителям тремя основными способами:

  • Интегрированная система. Производители могут использовать единый личный кабинет, где они получают электронные ветеринарные документы из «Меркурия», а также заказывают маркировочные коды в «Честном знаке». Эти данные совмещаются после регистрирования в личном кабинете на платформе «Честного знака».
  • Интерфейс «Честного знака». Производители могут работать в интерфейсе системы «Честный знак», который позволяет им получать ветеринарные документы, управлять маркированием своей продукции.

Интерфейс Меркурия. Производители могут работать в интерфейсе «Меркурия», заказывая цифровые коды и оформляя ветдокументы на свою продукцию.

*в январе 2024 название МИЛК было изменено на ML GROUP